ИНТЕРВЬЮ: увидеть, кто перед тобой

Интервью, пожалуй, один из самых интересных и живых жанров журналистики.  Открывая газету или журнал, заходя на порталы Интернета и, конечно, включая телевизор, мы не можем пройти мимо откровенностей тех или иных – известных нам или совершенно неизвестных людей (ведь личное мнение или личная позиция даже из любопытства привлекательны, не говоря уже о принципиально важном, волнующем).

Но прежде всего мы рассмотрим интервью не как жанр, а со стороны немного неожиданной и наиболее нам известной – как способ получения информации, которым мы пользуемся в обиходе, общаясь каждодневно с миром. По большому счету, на Земле сложно найти человека, который бы мог заявить, что никогда не брал интервью (ведь равносильно будет сказать, что он никогда не общался с людьми). Отмечу, кстати: собеседование при приеме на работу; опрос пациента на приеме у врача; служебные переговоры; социологическое анкетирование; маркетинговые опросы и т.д. – все это разновидности интервью в широком смысле слова. В процессе его проведения осуществляется сбор информации, в каждом случае для вполне конкретных деловых, профессиональных или личных целей.

Несомненно, интервью это и самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира.

Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» от 80 до 90% их рабочего времени.

К общепринятым в журналистике относят не менее важные методы:

– наблюдение

– работа с документами.

Все три познавательных метода реализуются комплексно и по принципу дополнительности в зависимости от поставленных задач являются основным или вспомогательным инструментом журналистского поиска.

Не удивительно, что именно интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает интересный исходный материал для публикаций: ведь никакие документы не заменят искренних и непредвзятых человеческих свидетельств.

И наконец в силу таких своих качеств, как

– прямая речь источника,

– диалоговый режим передачи сведений,

– возможность использования элементов драматургии,

– особая удобочитаемость и легкость восприятия (динамизм и краткость периодов речи, звуковая полифония), интервью уже давно вошло в палитру журналистских жанров.

Интервью как опыт обращения к окружающему миру соприкасается с целым рядом сфер, далеких от журналистики, например, с психологией, социологией и другим. Однако интервью в контексте журналистской профессии имеет свою специфику и свои определения. Приведем некоторые из них.

1. «Интервью — беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес».

2. «Интервью — жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам».

3. «Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом».

В этих определениях акценты расставлены на разных сторонах журналистского интервью — интервью-методе (способе сбора информации), интервью-жанре (форме предъявления информации). Тем не менее, они содержат важнейший компонент – «общественный интерес», «актуальный вопрос», «предназначена для печати», что задает направление работы с интервью.

Выходит, интервью журналиста с собеседником – это разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта – общественно значимого, предназначенного для публикации.

Журналистское интервью, будет ли оно напечатано как беседа или даст сведения для материалов других жанров, по своей природе представляет явление особой социальной значимости. Полученные в процессе его проведения сведения предназначены не только для удовлетворения любопытства участников разговора или ради личных, профессиональных, корпоративных целей.

В интервью существует своя логическая диалоговая цепочка, когда собеседники – журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) – участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного, хотя и незримого, третьего участника коммуникации – зрителя, читателя, слушателя, аудитории.

Формы интервью

Как бы ни были разнообразны формы интервью, используя ту или иную, важно помнить: это интервью, а значит, важно сохранить личное мнение интервьюируемого, подчеркнуть его позицию его же словами, а не выпячивать свое видение или свою осведомленность.

Можно говорить о двух разных способах общения – прямом, непосредственном контакте с собеседником и опосредованном. Почти во всех классических интервью это происходит синхронно, т.е. в одно и то же время и при непосредственном контакте журналиста и собеседника — пространственном, визуальном, вербальном.

Существует возможность и опосредованного общения, причем формы и комбинации опосредованности могут быть разными. Например, интервью по телефону, при котором разговор может быть синхронным, но при этом отсутствует визуальный контакт. Правда, современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники могут находиться в разных городах, даже частях света, при этом имея и визуальный контакт. Другой вариант опосредованного интервью — письменная форма с возможностью отложенного ответа — практикуется нечасто и, как правило, с очень важными персонами. А вот за интервью с помощью различных служб Интернета (электронная почта, чаты, телеконференции), надо полагать, большое будущее. Такое общение, опосредованное компьютерными и телефонными проводами, протекает в письменной форме. Ответная реакция может осуществляться как в режиме отложенного ответа, так и в режиме он-лайн, а хорошие каналы связи потенциально позволяют установить как голосовой, так и видеоконтакт с респондентом.

Итак, некоторые формы:

– разговор по телефону, скайпу

– вопрос у трапа самолета (например, с улетающим или прилетевшим с Конгресса нотариусом)))),

– участие в пресс-конференции, брифинге,

– опрос на улице,

– дискуссия на заданную тему,

– диалог,

– «круглый стол»,

– персональное интервью и т.д.                                                                                                         Одной из интереснейших форм интервью являются кредо-интервью – когда журналист рефлексирует по поводу разнообразных ситуаций и случаев, с которыми он сталкивался во время общения с теми или иными людьми. Такой ход помогает осмыслить время, события, личность и поступки.

Надо отметить, что на основе интервью с известными личностями зачастую выходили книги журналистов. Например, «Диалоги с Бродским» Соломона Волкова. Так что писать интервью – труд весьма благодарный!

Приемы

Несмотря на принципиальные различия подходов, разнообразие типов и форматов, у интервью как метода получения сведений в целях информирования общества есть и вполне конкретные поведенческие стилистические приемы, которые могут быть использованы всеми журналистами.

Перечислим различные их варианты.

Конфронтационный стиль проявляется, когда журналист не доверяет своему источнику и в каждом событии ищет двойной смысл. Его вопросы часто бывают нелицеприятными, и собеседник ждет подвоха. Похожий имидж сложился у известного телеведущего программы «Момент истины» Андрея Караулова. Надо сказать, что подобная манера поведения вполне естественна для репортера, который по роду деятельности должен докапываться до сути.

Элитарный стиль рождается в определенных условиях среды и противостоит конфронтационной, соревновательной стратегии, а все его формы сводятся к обостренному чувству ответственности журналиста, который стоит на страже интересов определенных социальных групп. Как ни странно, в отличие от журналиста, выбравшего соревновательную, конфронтационную модель поведения и стоящего на страже всего общества, представитель элитарного подхода «простому человеку» уделяет совсем немного внимания.

Партнерский режим общения противостоит двум предыдущим. Он – возникает при взаимодействии в результате совместной созидательной деятельности журналиста и его собеседника. Партнерский подход предлагает журналистам сменить профессиональное мышление с позиции «сбора информации» на «поиск новости», выработку нового знания в процессе диалога, когда стороны несут обоюдную ответственность за результат общения.

Этот подход требует большей самоотдачи автора и проникновения в мир собеседника, понимания слагаемых его убеждений, установок, мотивов, даже если это не столь важно для журналистской «истории». Так работает, например, Андрей Максимов, ведущий программы «Ночной полет». Так и американский исследователь Джон Саватски наиболее правильно подошел к характеристике интервью, отвергнув соревновательные и предложив партнерские отношения, подойдя ближе всего к реалиям современной журналистской практики.

Сегодня все более неактуальными становятся агрессивный почерк «сбора информации» и конфронтационный репортерский стиль. Все реже допускается вторжение журналиста в поле оценок и мнений, основная тяжесть которых целиком переносится на плечи ньюсмейкеров. Журналист постепенно снимает маску отпугивающей элитарности. Известного российского телекомментатора Владимира Познера можно, пожалуй, причислить к последователям такого типа профессионального поведения.

Виды интервью

В зависимости от того, чего мы хотим добиться в результате работы, целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

Информационное интервью – наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения падения челябинского метеорита телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек.

Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? К интервью по событийному поводу обычно готовятся редко. Поэтому журналисту более чем в других видах интервью приходится быть внимательным к происходящему вокруг и к тому, что говорит собеседник.

Так, оказавшись на месте пожара, журналист замечает, что шланги для тушения тянутся не к ближайшему пожарному крану, а почти через весь квартал. Он задает вопрос руководителю пожарной команды: «Почему не используется ближайший кран?». Выясняется не только его неисправность, но и то, что в таком же состоянии находится почти половина пожарных вентилей в городе. Так, рядом с событием, связанным с тушением пожара, возникает проблемный сюжет о пожарной службе города.

Оперативное интервью – разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте (распространено в телесюжетах).

Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице.

На английский манер его называют street talk, часто используют также латинский вариант — vox pop. Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу опрашиваемых представителей одной или, наоборот, разных социальных групп.

Этот вид интервью нередко ошибочно именуют социологическим опросом, потому что в нем присутствует элемент метода конкретных социологических исследований – фиксированный, четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим исследованиям – репрезентативность, т.е. представленность различных социальных групп, и, следовательно, по результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.

Интервью-расследование проводится дабы глубоко изучить событие или проблему. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями.

Самым важным звеном являются здесь вопросы. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Рассмотрим еще один вид интервью, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Такое креативное интервью чаще называют беседой, диалогом. Первое условие такого интервью – правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе – общечеловеческое начало.

Выбор темы и персоналий сделан, начинаем работу…

Работу над интервью можно разложить на три простые и последовательные стадии:

– подготовка;

– проведение;

– завершение.

Перечислим наиболее важные шаги по подготовке интервью: определение его целей; предварительное исследование; организация встречи; обдумывание характера вопросов, а также стратегии и тактики интервью.

Определение целей интервью – это стартовая позиция. От того, насколько ясны цели интервью, зависит успех всех последующих шагов.

На этой стадии журналист задает вопросы себе самому!

Например, такие:

Зачем вы хотите взять интервью? Каких результатов надо достичь? Почему для решения этих задач выбран именно этот собеседник? Интересен ли он лично вам? Будет ли интересен читателям?

Если после ответов на эти вопросы у вас не сложится ясное представление о том, ради чего, собственно, намеченное интервью должно состояться, беседа может превратиться в бессмысленную болтовню, от которой станет неловко и вам, и вашему партнеру.

Ясная картина целей должна сложиться не только у журналиста. Рассказать о ней необходимо и будущему собеседнику. Причем если вы доходчиво сформулируете цели интервью, то, во-первых, облегчите себе разработку вопросов (кстати, типичное для начинающих журналистов: «Не знаю, что спросить» — происходит именно от смутного представления о целях); во-вторых, уменьшите вероятность непонимания со стороны собеседника и сумеете убедить его в необходимости встречи. Когда цели ясны и четко сформулированы, у вашего партнера тоже появляется вполне объяснимое чувство уверенности в том, что его выслушают, поймут и постараются донести услышанное до читателя.

 

Предварительное исследование. В зависимости от поставленных целей сбор рабочего материала о герое или ситуации, в которую он вовлечен, может либо проводиться по полной программе, либо ограничиться кратким поиском, либо вообще не проводиться.

Это важный момент: подготовка или экспромт? Такой выбор придется сделать журналисту перед каждой своей встречей. Вот что по этому поводу думают два опытных журналиста.

 

Анатолий Рубинов: «Естественно, на интервью надо идти подготовленным. Министр путей сообщения будет смеяться над вами, если вы спросите его об изменении расписания электричек на следующий год. Но если вы посидите в библиотеке, изучите старинное расписание поездов четырнадцатого, сорок третьего, пятьдесят пятого года и сформулируете свою точку зрения на будущее расписание, тогда разговор будет совсем иным. Если министр увидит вашу осведомленность, почувствует ваш интеллект, ошеломленный, он может рассказать вам очень много интересного...»

Урмас Отт: «Интервью с Родниной и Евстигнеевым можно считать встречами-экспромтами, к которым у меня не было достаточно времени и возможностей тщательно подготовиться. Я признаюсь сейчас в этом со спокойной совестью, поскольку мой опыт подсказывает, что от подготовки может зависеть многое, но не все. Люди почему-то привыкли верить в то, что если ты предварительно изрядно попотел, то твой труд обязательно должен увенчаться шедевром. Увы, это далеко не всегда так. От чего на самом деле зависит успех, не знает, к счастью, никто, и я думаю, что моя профессия многое потеряла бы, лишилась очарования азартного ожидания, если бы кто-то когда-то открыл этот секрет. Я, во всяком случае, предпочту встретиться и без подготовки, чем сразу признать свое поражение, отказавшись от встречи. Если бы кто-то сейчас позвонил мне и сказал, что через пять минут у меня будет возможность встретиться с тем-то и тем-то и записать передачу, я бы непременно ухватился за эту возможность вместо того, чтобы попросить хотя бы несколько часов отсрочки и побежать в библиотеку. Конечно, человек этот должен меня по-настоящему интересовать и, конечно, я должен быть уверен в том, что он интересует и зрителей».

Ресурсы

Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные и устные.

К документальным, которые представляют собой разного рода письменные источники, относятся:

- справочная литература (энциклопедии, словари, справочники);

- специальные источники (финансовая документация, статистические отчеты, данные социологических опросов и т.д.);

- научная литература (монографии, диссертации, научные статьи и т.д.);

- периодика (подшивки газет и журналов, подборки тематические или по персоналиям);

- досье (собственные, редакционные и т.д.);

- разного рода базы данных;

- ресурсы Интернета.

Другую группу информационных ресурсов для предварительного исследования представляют устные (реже письменные) человеческие свидетельства. Эксперты в той или иной области, очевидцы событий, коллеги, друзья и родственники героя могут поделиться такими сведениями, которые вы не найдете ни в справочниках, ни в документах.

Полезные сведения о человеке или ситуации можно получить с помощью наблюдения предметно-вещественной среды. Особенно ценными могут стать подмеченные детали одежды, окружающей обстановки, особенности поведения и манера общения героя, которые потом помогут вам корректировать вопросы, использовать адекватную стилистику беседы.


Итак, вы подготовлены, вооружены по-максимуму сведениями или, наоборот, предпочли беседу в свободной форме, экспромтом.

Вы не забыли захватить с собой диктофон (в случае начальных шагов интервьюера не советую вооружаться бумагой и пером, ведь не так просто одновременно слушать, записывать и делать выводы, анализировать сказанное, дабы сформулировать другие вопросы). Вы дружелюбны к человеку, которому суждено быть объектом вашего интервью. И конечно, более всего на свете вас интересует написать не о себе и собственном богатом внутреннем мире в связи с услышанным от собеседника (если только это не кредо-интервью), а передать суть того, кто отозвался на приглашение побеседовать.

И таким образом, ваше готовое интервью – тот камень, разбив который тысячелетия спустя человечество увидит реальный отпечаток личности вашего собеседника. Без искажений: предельно точно! Предельно точечно!

С уважением, Елена Гончарова.

 

Joomla